Методика


Мы стремимся дать детям не только хороший уровень знаний, но и обеспечить сохранение познавательного интереса, развитие детей как личностей и раскрытие их таланта и способностей. В настоящее время мы рассмотрели более 15 вариантов различных методик и остановились на комбинации нескольких из них:

1. Комбинирование лучших традиционных программ.

Одна из утвержденных государственных программ — это основа обучения, поскольку аттестация проходит в соответствии с ними. После тщательного изучения плюсов и минусов различных программ в качестве базовой программы мы выбрали учебно-методический комплекс»Перспектива» http://www.prosv.ru/umk/perspektiva. Почему? Потому что она интересная, но без излишних «заигрываний» с ребенком, средней сложности, дети  (как с математическим, так и с гуманитарным складом ума) хорошо ее усваивают, основана на культуре и традициях России.

Школьник с книгами«Перспектива»- это только основа. К ней мы обязательно добавляем лучшее из других программ, например, элементы математики по Л.Г.Петерсон, русского языка по О.Л. Соболевой, элементы других программ и методик. Мы широко используем работу с индивидуальными карточками для учета разного уровня детей. Наши педагоги — не только высококвалифицированные учителя, но и хорошие методологи, отбирающие все лучше из различных программ. Дети, которые уже успешно выполнили задание или проявляющие большую способность к предмету, никогда не будут сидеть и скучать, они обязательно получат другое более сложное или творческое задание. Наша задача — обеспечение максимальной включенности на уроке, делать что-то самим, а не ждать других, слушать их пересказы или длинные объяснения учителя.

Элементы математики по Л.Г.Петерсон (например, различные головоломки, нестандартные задачи) развивают логическое мышление, интересны детям и позволяют дополнительно развивать детей, имеющих способности к математике и аналитический склад ума.

О русским языке по Л.Г.Соболевой можно почитать на сайте http://www.metodika.ru/.  Он интересен своим двуполушарным подходом, интересными легко запоминающимися схемами, ассоциативной работе, широким развитием речи, интересными нестандартными заданиями, развитием орфографической интуиции.

2. Использование элементов методики Рустама Курбатова (школа «Ковчег XXI век» http://www.covcheg.org).

Методика Рустама Курбатова разработана на основе методики широко известного С.Френе.

Основные принципы данной методики, которые мы стараемся использовать:

    • программа курса — это список Интересных Дел, которые ученик делает вместе сРебенок с микроскопом
      учителем. Отдельное время выделено на «упражнения», отработку навыков. Все задания варьируются по сложности с возможностью выбора уровня учеником.
    • Дело заканчивается результатом — текстом для журнала, стенгазетой, видеофильмом и т.д. Результат может быть представлен для учеников другого класса или взрослых, опубликован на сайте.
    • минимум объяснения как объяснения. Известно три «языка» кодирования информации: словесно-логический, наглядно-образный и наглядно-действенный. Учителя используют в основном первый, а дети понимают — второй и третий. Отсюда большинство школьных неудач. Там, где возможно, ученики манипулируют предметами, делают практические и лабораторные работы, вообще — делают что-либо сами. Где невозможно — опора на образ, картинку, обращение к чувству, эмоциям — к сердцу.
    • развитие мышления. Мышление начинается с удивления, непонимания, в результате чего рождается вопрос. А попытки ответа на него создают новые «связи» в голове — что и называется «развитием мышления». Задача учителя -реанимировать эти «почему» и «как» пятилетнего ребенка.
    • уроков как уроков нет — неподвижно сидеть, смотреть на доску и проч. Большая часть времени — это самостоятельная работа. В группах и индивидуальная.
    • оценки ставятся только за контрольные работы. Текущая работа оценивается «плюсами» (сделано-не сделано) за каждый вид работы (маршрутный лист).

Мальчик с лупойИнтерес-чтение книги

Например, на русском языке дети просто пишут то, что им интересно: ведут переписку с учениками другого класса или школы, делают газету о жизни класса, пишут страницы сайта с новостями для родителей, вопросы к настольной игре, подписи к фотографиям, сценарии спектаклей, стихи, сказки, все, что им интересно. Есть, однако, и карточки и упражнения для отработки определенный грамматических правил. Математика: математические игры и головоломки, измерение расстояния (площади, размеров), взвешивание различных предметов, задачи про деньги, собственные интересные задачки и т.д. Литература: инсценировки, написание собственных рассказов и стихов, чтение любимых книг — чтобы потом рассказать о них другим, обсуждение книги и фильма или спектакля по ней и т.д.

В настоящее налажена хорошая связь со школой Р.Курбатова, наши педагоги проходят стажировку у него, мы планируем расширять и укреплять наше сотрудничество. Использование наработанных им приемов и форм работы делает школу «живой», поддерживает постоянный познавательный интерес у детей и хорошо развивает их мышление.

3. Элементы системы Жохова http://sistemazhokhova.ru.

Данная программа основана на принципах природосообразности и здоровьесбережения. Система Методика Жоховавобрала в себя лучшее из многолетнего опыта отечественной школы, в ней широко используются педагогические приемы выдающихся педагогов, а также последние достижения в области педагогики, физиологии и психологии.

Результатами использования данной системы является:

  • повышение качества и ускорение процесса получения знаний;
  • дети меньше болеют (в 2-3 раза), сохранение здоровья;
  • формирование устойчивой мотивации к учебному процессу, развивается познавательная активность, появление желания учиться и ходить в школу;
  • гармоничное развитие обоих полушарий мозга и личности детей;
  • воспитание социально значимых качеств, формирование чувства собственного достоинства и самостоятельности.

Занятия в классе проходят очень динамично. Ребенку не хочется скучать, ему некогда баловаться. Приветствие, зарядка для тела, зарядка для ума – игровой процесс сочетается с образовательным. Нет муштры и строгих запретов. Дети дисциплинированны естественным, природным образом — интересным и захватывающим процессом познания.

Данная методика предусматривает освоение программы начальной школы за период около 2 лет. Такое ускорение программы, с нашей точки зрения, не имеет большого смысла и может в итоге привести к некачественному ее усвоению, поэтому мы отказались от полного ее использования. Однако в рамках данной методики используется много интересных педагогических приемов, которые мы используем: например, ответы учителю «на ушко», быстрая работа с группой через написание и показ ответов на индивидуальных досках, минимизация неэффективного времени путем использования проектора, включение различные полушарий головного мозга в работу через использование, например, музыки или картинок на уроках математики.

Это далеко не исчерпывающий список методик, которые мы изучаем и элементы которых используем. Наши учителя постоянно развиваются, посещают различные семинары, знакомятся с практикой организации занятий в других школах (например, в вальдорфских, по методике «Золотой ключик», школе Щетинина), опробируют различные методические приемы в классах, оставляя самые эффективные и лучшие. За половину 2015 года, например, наши педагоги посетили несколько семинаров Соболевой по русскому языку, участвовали в семинарах и проходили практику в школе «Ковчег 21 век» Рустама Курбатова, прошли несколько курсов в университете «Первое сентября», курс по каллиграфии, семинар Амонашвили, семинар по технологиям создания ясности и объяснениям, посетили вальдорфскую школу.

Заинтересовала наша школа? Будьте в курсе событий и новостей!

  • ВКонтакте
  • Facebook
    Facebook
  • Одноклассники
  • Получать новости по электронной почте
  • RSS
  • SHARE